Rambler's Top100

№ 337 - 338
16 - 29 июня 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Рынок труда на этапе экономического роста

Межрегиональные различия в заработной плате в России

О том, как рабочие на наших западных заводах мечтают вернуться в ВПК

Социальная политика северных корпораций и рынок труда

Внутренние мигранты на российском рынке труда - мнения управленцев, работодателей и самих мигрантов

Сдвиги на рынке труда Испании

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Внутренние мигранты на российском рынке труда - мнения управленцев, работодателей и самих мигрантов

Зайончковская Ж.А., Мкртчян Н.В.
(Раздел "Рынок труда в оценках управленцев и работодателей" опубликован в книге: Зайончковская Ж.А., Мкртчян Н.В. Внутренняя миграция в России: правовая практика. - М.: 2007. с. 24-36)

В 2007 году в России начался процесс стремительной естественной убыли трудоспособного населения, достигающий 19 млн. человек в период до 2026 года. В связи с этим остро стоит проблема более полного использования имеющегося трудового потенциала страны, в том числе за счет повышения миграционной мобильности рабочей силы.

После распада Советского Союза в России произошло более чем 2-кратное свертывание внутренних миграций. Таким образом население отозвалось на обострение общей обстановки в стране, экономический кризис и падение уровня жизни. В 2002 году сокращение внутренних перемещений, наконец, прекратилось. С тех пор их объем стабилизировался на уровне 2 млн. чел./год по сравнению с 4,7 млн. человек в 1989 году, с которого начался спад. Уже сравнение этих цифр само по себе вскрывает наличие скрытых резервов, указывая в то же время на все еще сохраняющиеся препятствия на пути внутренней мобильности населения. Об этом же косвенно свидетельствует широко развернувшаяся в постперестроечное время трудовая внутренняя миграция. По нашим оценкам, основанным на обследованиях домохозяйств в 7 городах России, проведенных в 2002 году, ее размеры составляют примерно 3 млн. человек, что сопоставимо с трудовой иммиграцией в Россию из стран СНГ1.

Магнитами внутренней трудовой миграции являются крупные города, генерирующие расширяющийся спрос на рабочую силу. В этих городах ищет спасение население малых и средних городов, а также сельской местности, испытавшее особенно жесткий удар экономического кризиса. В среднем около 20% домохозяйств малых городов имеют трудового мигранта, а в узкоспециализирующихся городах с неработающими градообразующими предприятиями эта доля превышает 30%. В подавляющем большинстве случае это внутренние мигранты.

Возможность работы и заработков на выезде, появившаяся благодаря переходу к рыночной экономике, стала, продолжает и еще долго будет оставаться реальной альтернативой занятости и материального обеспечения для жителей стагнирующих поселений.

Вторая важнейшая функция внутренней трудовой миграции состоит в том, что она способствует более полному использованию ресурсов труда в стране, не только заполняя вакансии в крупных городах, но и сужая нишу для иммиграции.

Несмотря на широкий размах внутренней трудовой миграции, ее паритетную роль в общем трудовом движении и значительный положительный эффект как с позиций домохозяйства, так и общества в целом, внутренняя трудовая миграция остается вне сферы внимания управляющих воздействий. Поскольку Конституция гарантирует гражданам свободу передвижения по территории страны, очевидно, подразумевается, что эта гарантия снимает все проблемы внутренних трудовых мигрантов. Практика, однако, показывает, что реальность не отвечает этим идиллическим представлениям, и что граждане России при переезде сталкиваются с разнообразными ущемлениями своих прав. Вместе с тем, судить об этом можно лишь по разрозненным свидетельствам, так как исследователи, как и органы управления, обходят внутреннюю миграцию своим вниманием.

<…>

3.1. Потребность в работниках

В ходе интервью мы обнаружили существенные различия в видении ситуации, складывающейся на региональных и локальных рынках труда, между властями и представителями бизнеса. В какой мере власти контролируют ситуацию на рынках труда, знают его истинные потребности? Судя по проведенным нами интервью, они в основном апеллируют к данным, собираемым службой занятости, т.е. имеют информацию только об официально заявленных организациями и предприятиями вакансиях. Эти вакансии редко востребуются реальным рынком труда. В то же время, работодатели редко могут решить проблемы нехватки рабочих рук при опоре на службы занятости. Власти имеют представление об ограниченном, далеко не определяющем, сегменте рынка труда – прежде всего, о крупных и средних предприятиях, и об ограниченном перечне вакансий, которые предприятия предоставляют службе занятости.

Кроме того, нет уверенности, что быстро меняющаяся ситуация на рынках труда отслеживается государственными управленцами. Видимо, отсутствует эффективно работающий канал обмена информацией между властью и бизнесом, что не способствует поиску эффективных решений проблем, возникающих в области миграции и рынка труда.

Ставрополь. Как следует из интервью, потребность в работниках ощущается во всех регионах, где проходило исследование. Однако в Ставрополе озабоченность нехваткой работников выражали в основном представители местных властей: «Дефицит работников ощущается, но не всех. В основном массовых профессий - токари, слесари, почти все рабочие строительных специальностей. Организации строительные завозят работников из других регионов… Местные на таких работах не хотят работать. Водители, продавцы ощущают конкуренцию, а бетонщиков, арматурщиков приходится только привлекать со стороны» (Ставрополь, представитель муниципальных властей, Центр занятости).

Работодатели пока с дефицитом труда сталкиваются не в полной мере: с одной стороны, они видят тенденции рынка труда «Спрос на рынке труда превышает предложение. Недаром у нас работают иностранцы на стройках. Их очень большое количество» (Ставрополь, предприниматель, торгово-посредническая фирма), с другой - «Без мигрантов можете обойтись? - Может, даже лучше будет. Ведь мы помогаем людям, потому что там безработица» (Ставрополь, предприниматель, сеть автозаправок). В интервью с работодателями было видно, что проблема поиска работников еще не встает перед ними остро, и они понимают, что могут привлечь их без особого труда. При этом предлагаемая заработная плата - порядка 10 тысяч рублей - невелика по российским меркам.

В Екатеринбурге о нехватке рабочих рук прямо говорят и власти, и представители бизнеса: «Мы могли бы всех безработных дважды трудоустроить. У нас нехватка рабочих рук – разнорабочих строительных специальностей, строительных рабочих, я уж не говорю о квалифицированных специалистах. Поэтому приходится привлекать рабочие руки извне» (Екатеринбург, представитель муниципальных властей, Центр занятости); «Среди управленческого звена востребованы все инженерные должности, их переманивают по всей стране» (Екатеринбург, руководитель посреднической фирмы); «Нам нужны работники. Мы очень все же были расстроены, что у нас отняли общежитие. Мы понесли убытки в том плане, что потеряли огромное преимущество при приеме работников» (Екатеринбург, начальник ОК промышленного предприятия); «Мы привлекаем 60-70 человек в месяц, обычным вахтовым методом, но наша задача перетащить их к нам на постоянную работу» (Екатеринбург, заместитель генерального директора, промышленное предприятие).

Обратная ситуация в Москве. Представители властей не считают, что в городе есть нехватка рабочих рук: «Иногда в газетах пишут чушь совершенную, что мы задыхаемся от нехватки рабочей силы, да ничего подобного! Нужно заинтересовать человека нормальной заработной платой, он бы не уезжал в Польшу, в Чехию…» (Правительство Москвы, руководящий работник); «Проблема транспортников (с нехваткой рабочих рук) - это миф позавчерашнего дня» (Правительство Москвы, руководящий работник).

Однако все предприниматели, с которыми пришлось говорить, считают, что проблема с работниками в городе очень остра: «Самый большой дефицит по Москве – водители. Категорий D, С. Сколько ни даем рекламу, только с регионов к нам приходят. Москвичи не хотят так работать – график работы не устраивает…» (Москва, заместитель генерального директора строительной фирмы); «Если бы было больше водителей, мы могли бы выполнять больше заказов – выше прибыль – увеличилась бы зарплата в конце-концов, расширение парка машин, закупка новых машин… Но – не идут! (при этом зарплата у водителей - 45-50 тысяч рублей в месяц)» (Москва, заместитель генерального директора транспортной компании); «Сегодня Москва вся зависит от мигрантов… На одно нет надежды – мы никогда не найдем москвичей! Эту надежду можно оставить». (Москва, Руководитель строительной фирмы).

3.2. Основные способы миграции.

Говоря о трудовой миграции и трудовых мигрантах, мы имеем дело, видимо, с массовым потоком людей, который, не отражаясь в официальной миграционной статистике, находится «на разрыве» между местом постоянного жительства и местом работы, где он не может или не желает проживать постоянно. Де-факто эти люди – новые жители многих крупных российских городов, но де-юре они таковыми зачастую не являются.

Как показали беседы с экспертами, временная трудовая миграция осуществляется по двум «сценариям»:

а) Вахтовый - предполагает работу в относительной близости от места своего постоянного проживания, т.е. места, где у многих из них есть семьи, которые они регулярно посещают и которым оказывают поддержку. Близость места постоянного проживания к месту работы для мигрантов очень важна, хотя многие из них имели опыт работы и вдали от дома. «Быть рядом с домом для меня важно, т.к. я могу понадобиться семье, а отсюда ехать близко, не надо много платить за проезд» (Ставрополь, мигрант-строитель из Дагестана). «Раньше я работал в Камбарке (Удмуртия), но это очень сложно: к семье поехать не было возможности» (Екатеринбург, мигрант строитель из Челябинской области). Для таких мигрантов (семейных людей) очень удобен т.н. «вахтовый» метод работы, когда он трудится 20 дней без выходных, а затем на 10 дней едет домой, к семье. За это время они стараются заработать больше, охотно соглашаются на внеурочную работу, это сознательная стратегия, позволяющая совмещать тяжелую работу в крупном городе с отдыхом дома, для таких работников не так важны бытовые условия проживания по месту работы, т.к. он знает, что он может получить необходимые услуги дома. «Мне нравится работать так, я не хочу 5-дневной недели. Я занимаюсь дома своими делами. За 2 дня все равно не отдохнешь» (Екатеринбург, мигрант-строитель из Челябинской области). И такой работник не отрывается от семьи, не имеет зачастую тех проблем, которые имеют приезжающие на неопределенное время.

Такие мигранты зачастую решают многие вопросы медицинского обслуживания и социального обеспечения по месту постоянного проживания. Кроме того, они не оформляют регистрацию по месту пребывания, т.к. не проживают по месту работы непрерывно длительное время.

Основные регионы, поставляющие трудовых мигрантов в Москву - это соседи Московской области. Работодателями назывались Тульская, Калужская, Брянская, Смоленская области. По отношению к Екатеринбургу – это регионы Урала и Поволжья. Назывались Челябинская, Курганская и Омская области, Удмуртия, тесные связи имеются также с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким округами, но в основном «на выезд». В Ставрополь едут в основном из республик Северного Кавказа, Ростовской области.

б) Другой сценарий миграции – оседлый, он осуществляется на более длительный срок, с посещением семьи и родных несколько раз в году. Эти люди обычно живут в общежитиях или на съемном жилье, бывает, что и привозят с собой семьи. Они нуждаются в получении многих социальных услуг, медобслуживании, получении регистрации по месту пребывания. Они почти всегда имеют намерение впоследствии остаться в городе на постоянное жительство, и планируют варианты возможного жилищного обустройства.

Как правило, мигранты имели уже достаточно продолжительный опыт работы «на выезде», причем не только в городе, где проводился опрос, но и в других городах. Основные причины миграции - отсутствие возможности «хорошо» заработать в месте своего постоянного жительства, поэтому миграция – это единственная возможность либо обеспечить семью, либо повысить ее благосостояние. И подобные практики имеют широкое распространение. «Из деревни готовы все поуезжать. Насточертело. Кто из деревни уехал - обратно не вернулся. …Я буду продолжать так работать, кто пожил в городе, уже обратно не вернется» (Екатеринбург, мигрант-строитель из Курганской области). «В нашем селе процентов 40 мужчин работают на выезде (здесь, близко, и в Москве)» (Ставрополь, мигрант-строитель из Дагестана).

Как показывают данные обследования миграционной мобильности населения крупных городов2, среди респондентов, которые сами или члены их семей имели в последние два года работу на выезде, 40% выезжали либо в пределах своей области, либо в соседние области, а 60% - в более отдаленные регионы. При этом очень многие выезжали в Москву или Московскую область. Среди мигрантов, прибывающих в крупные города, доля жителей близлежащих областей может быть больше.

3.3. Поиск работников.

Работодатели, нуждающиеся в работниках, естественно, пытаются искать их, прежде всего, на внутреннем рынке, но это получается далеко не всегда. Те, с кем довелось беседовать, принимают на работу жителей других городов и регионов страны, причем доля неместных работников доходит порой до 100%. Соответственно, эти организации и предприятия в очень большой мере зависят от трудовых мигрантов. Кадровые проблемы при этом они решают разными способами.

а) Заемный труд. Наиболее старый, «кондовый» способ, берет начало с советских времен. К нему прибегают на крупных предприятиях в Екатеринбурге: «У нас развит заемный труд. Большие предприятия в 1996-1998 гг. (Уралмаш, Трансмаш, Турбомоторный завод) валились, с них увольнялись много, сейчас они поднимаются, соответственно, им нужны квалифицированные специалисты. И они привлекают из городов, родственных по специализации промышленности, где еще предприятия работают не на полную мощность, а рабочих не хочется отпускать. В основном это осуществляется на уровне контактов руководителей. Директор получает заказ на полгода, своих сил не хватает. Набирать на постоянной основе ему накладно, потому что через полгода может, этих заказов не будет. А сейчас нужно столько-то человек, по таким-то специальностям…» (Екатеринбург, руководитель Центра занятости). Однако, такой способ, применимый на крупных предприятиях, с трудом можно распространить на средние и малые предприятия, кроме того, он не позволяет решать проблемы обеспечения предприятий кадрами на постоянной основе, а может служить способом только временного перераспределения работников.

б) Службы занятости. Самый, казалось бы, простой способ решения проблем нехватки рабочих рук - обратиться к услугам службы занятости. Однако мнения работодателей относительно взаимодействий в поиске работников со службой занятости говорят сами за себя: «Со службой занятости я взаимодействовала, мне присылали людей, но они очень низкой квалификации, или вообще не той квалификации. Не могут сами выполнить заказ, от и до» (Ставрополь, предприниматель, столярное производство); «С местной службой занятости мы не работаем. Оттуда приходят люди, которые только и просят поставить печать, что нам не нужны работники (имеется в виду, официально отказать, сославшись на то, что нет вакансии, это дает соискателю право вновь числиться безработным). Особенно ИТР» (Екатеринбург, начальник ОК строительной фирмы); «Сегодня, присутствуя здесь (на ярмарке вакансий), мы больше имиджем занимаемся. Есть только отдельные позиции работников, по которым мы работаем со службой занятости… Мы ездили в Челябинск, у них есть женщина, которая занимается работами вахтовым методом. Но это до того топорно…» (Екатеринбург, заместитель генерального директора, промышленное предприятие); «Со службой занятости работа неэффективна, от них приходит человек, говорит, поставьте мне, что у вас нет работы. Если бы служба занятости занималась обеспечением работниками, мы бы это приветствовали» (Екатеринбург, начальник ОК, промышленное предприятие); «Со службой занятости больше не работаем, у них нет желающих работать» (Москва, руководитель строительной фирмы); «Мы стоим на учете в службе занятости. В течение более полутора лет ни один водитель ко мне оттуда  не пришел… (Москва, заместитель генерального директора транспортной компании). Даже отдельные представители властных структур не видят особой пользы от деятельности служб занятости: «Службы занятости неэффективны. Они предлагают только “висячие” вакансии» (Московская область, правительство). Как видим, работодатели всех городов, где проходили интервью – невысокого мнения о службах занятости.

Не слишком высокого мнения о своей работе и сами сотрудники службы занятости. Возлагая определенные надежды на реализацию постановления № 633, в соответствии с которым ФСЗ будет оплачивать дорогу, провоз багажа безработным, желающим переехать на работу в другой регион, также предполагается финансировать для них переобучение, они добавляют: «…оно работать не будет, т.к. в начале года на это надо резервировать деньги, а это очень трудно, мы не знаем реальных объемов работы, желающих. Кроме того, финансирование неритмично» (Екатеринбург, ответственный работник областной службы занятости). Более того: службы занятости зачастую даже не в состоянии осуществлять простые посреднические функции между работником и работодателем, последним приходится подменять собой государственную структуру: «Я нахожу телефоны служб занятости, отправляю им заявку по факсу. Таким образом, приехали 7 человек. - Интервьюер: Почему службы занятости сами этим не занимаются, не отправляют в регионы Ваши вакансии? - Без понятия. Я приехала в службу занятости, они максимум что могли мне предложить – контролеров ОТК, тех, кто выпускают машины» (Москва, заместитель генерального директора транспортной компании).

Не рассчитывают на службу занятости и сами люди, в действительности ищущие работу: «В службу занятости не обращался, даже после сокращения. Не верим службе занятости: жена ходила, толку мало… Раньше отмечались в селе, а теперь надо ездить в район. А за это надо денежку платить. Пособие маленькое… Раньше (лет 5 назад) многие вставали на биржу. Теперь сложно ездить - там получишь гроши, и ездить невыгодно. (Екатеринбург, мигрант-строитель из Курганской области).

То есть нормативно-правовую базу и усилия органов государственной власти по содействию людям в трудоустройстве, в том числе в других регионах и городах страны, нельзя признать эффективной. Соответственно, нельзя признать действенными и складывающиеся в данной области нормативные практики.

Фактически, рынок труда, несмотря на видимость государственного регулирования, живет своей жизнью. Все это делает невозможным для государственных органов осуществлять, как это часто заявляется, перераспределение трудовых ресурсов и населения «в те регионы, где они требуются».

в) Посредники и кадровые агентства. В основном поиск работников осуществляется при помощи рекламы в СМИ, посредством «сарафанного радио», т.е. когда один работник приводит другого, а также при помощи частных посредников. «С частными посредниками легко работать, они же тоже работают по подбору, берут плату с претендентов. Им выгодно подобрать бригаду и отправить на работу. Мы сами оплачиваем услуги таких агентств, и плата небольшая, себя она оправдывает» (Екатеринбург, начальник ОК строительной фирмы); «Если даешь объявление, к вам обращаются только посредники, потому что у них есть время читать объявления. Я не хочу сказать, что это зло, по крайней мере, есть варианты, что, позвонив этим посредникам, вы будете укомплектованы» (Москва, руководитель строительной фирмы); «Если ко мне обратятся - дай 200 человек - я бы эти проблемы закрыл. В службу занятости обращаться бесполезно - она тормоз деятельности всей. У них вакансии по полгода лежат. А мы работаем оперативно. 2-3 дня, заявку отправили - люди приехали… Я уже человек 50 привез в Екатеринбург кадров высшей квалификации - например, начальника участка. Они едут в основном семьями. Востребованные кадры. Предприятие заинтересовано, снимает ему квартиру. Потом их зачастую перетягивают в Москву… Если приезжает ко мне токарь, я беру за него 10 тысяч. Это нормально. Они готовы платить. Дорожных рабочих - 2-3 тысячи с человека готовы платить…» Но при этом: «Не могу закрыть вакансию комплексной бригады бетонщиков по 30 тысяч (на север)» (Екатеринбург, руководитель посреднической фирмы).

Однако далеко не все работодатели довольны работой с посредниками. «Работаем в основном с рекламой, в газеты бесплатные, с агентствами кадровыми пытались работать, но в этом смысла я уже не вижу – по деньгам для нас невыгодно. А реклама работает не хуже. А если из агентства человек придет, не факт, что он отработает у меня больше месяца. Не вижу разницы с рекламой. Только если очень дефицитная профессия… если у фирмы нет выхода» (Москва, заместитель генерального директора, строительная фирма); «Мы работали с 4-мя конторами, три мы отмели из-за недобросовестности. В договоре прописано одно, а они присылали не тех людей. Проблема, как во всей России, основная – алкоголь, приезжает, через 2-3 дня, вместо того, чтобы зарабатывать деньги, уходит в глухой запой. Мы выставляем штрафные санкции, они платят за тех людей, которые недобросовестные» (Екатеринбург, заместитель генерального директора, промышленное предприятие); «С посредническими структурами связываться дорого. Они берут два оклада. Я же не скажу им (потенциальным соискателям – водителям), что они 15 тысяч получают, они тогда не придут на собеседование. Единственное агентство в Москве - «Автокадр» называется. Ну чего, я за одного водителя буду платить 90 тысяч? И нет гарантии, что он долго проработает. Они в случае чего его заменят, но это все равно не оправдывает себя» (Москва, заместитель генерального директора транспортной кампании).

Поиск и привлечение работников осуществляется работодателями преимущественно на основе новых, рыночных механизмов, в которые не удалось вписаться основной структуре, представляющей государство в этом процессе – государственной службе занятости. Соответственно, и попытки государства управлять этим процессом с опорой на такую неэффективную структуру и отжившие механизмы, ни к чему не приведут.

3.4. Труд мигрантов: ограничения.

Помимо известных проблем - как оформить работника, где его поселить (о чем будет подробнее сказано ниже), как обеспечить ему более-менее приемлемые условия труда, доставить транспортом, работодатели сталкиваются с рядом специфических проблем и ограничений, с которыми связано использование неместных работников. Эти ограничения связаны, прежде всего, с их меньшей надежностью и специфически мигрантским образом жизни. Как показали интервью, они сводятся к следующему:

а) Работодатели не склонны доверять временным мигрантам (т.е. людям, которых, если что случись, сложно или невозможно найти), работу на особо ответственных участках, а также работу со сложным оборудованием, которое требует длительного периода освоения.

«Есть работы, которые можно доверить только москвичам. Например, экскаватор, который стоит 300 тысяч долларов, им управляет один человек. Он выехал за ворота, куда он уехал? Может быть толкнул за углом. Многомиллионные машины. Нам нужны люди, у которых есть паспорт, постоянная прописка, квартира. На любой машине можно разбить 600-й Мерс» (Москва, руководитель строительной фирмы); «Мы не практикуем сколько-нибудь серьезную работу с вахтовиками, т.к. крупногабаритное оборудование с длительным сроком освоения и различными сложностями эксплуатации не рассчитано на то, чтобы на нем работали временные рабочие» (Екатеринбург, специалист ОК промышленного предприятия).

б) Временщикам не доверяют работу, связанную с материальной ответственностью. Кладовщиков, бухгалтеров и иных работников берут из числа местных жителей, пусть даже в ущерб квалификации. «К нам часто звонят, спрашивают, берете ли с областной пропиской, видимо, кто-то отказывает, значит, где-то спрашивают регистрацию. Мы не берем материально ответственных лиц без прописки - кладовщиков, бухгалтеров» (Екатеринбург, начальник ОК промышленного предприятия).

в)      Проблемы, связанные с организацией внеурочных и срочных работ. Трудовые мигранты зачастую на выходные уезжают домой, и это делает невозможным их оперативный вызов на работу при получении срочного подряда. «Организация труда устроена таким образом: прибывает вагон в выходные дни. А люди уехали на выходные домой. Нам нужно загрузить вагон в выходные, начинаем искать людей, а их нет, приходится оплачивать простой» (Ставрополь, заместитель генерального директора посреднической фирмы). Кроме того, трудовые мигранты, оторванные от семьи, зачастую становятся не вполне надежны как работники: «Мы работаем на действующих сетях, когда надо их отключать. Например, отключили (варим) трубу диаметром полметра, на которую завязано много домов. «Окно» у нас 3-4 часа. А сварщику позвонили и сказали, что жена в больнице» (Москва, руководитель строительной фирмы).

г) Не всегда мигранта, не имеющего регистрации, можно официально оформить на работу. И это создает для работодателей, вопреки расхожему мнению, не выгоды, а серьезные трудности: «У нас специфика предприятия, что нужна медицинская страховка, т.к. работа связана с травматизмом, и у нас одна из наиболее высоких процентных ставок по травматизму, потому что они работают на станках. Когда я обратилась в Медстрах, они говорят, что у меня будут большие проблемы, во-вторых мне нужно будет платить из своего кармана, чтобы человеку все это оплачивать (в случае получения травмы). Мне выгоднее, чтобы он был официально оформлен, тогда он получает медицинскую страховку от государства, т.е. не то, что я буду платить ему из своего кармана. Я полгода назад обращалась, чтобы оформить его официально, мне отказали. Хотя с другой стороны, приезжают люди, ищут работу» (Ставрополь, руководитель столярного производства).

д) Недостаточная дисциплинированность временных работников. «Сложность с ними только одна – они имеют обыкновение пропадать. Они уезжают к себе, т.к. они весьма самодостаточные люди и весьма свободолюбивы. Такая формальность, как написание заявления за свой счет или об увольнении, для них довольно пустяшная. …Стаж им при нынешней ситуации тоже не нужен. Им не нужны пенсионное обеспечение, они сюда приезжают не работать, а заработать. Это все-таки разные вещи. …на лето часто уезжают, забывают сказать. Картошка, посадки… А потом приезжают, говорят: что, я работать приехал! Мы берем, у нас нет выхода, на эту работу никто не идет! (Москва, заместитель генерального директора транспортной кампании).

е) Люди, оторванные от семьи, зачастую более склонны к асоциальному поведению. «Среди приезжих есть много пьяниц. У нас есть такое, когда выплачиваем зарплату, мы знаем, что на следующий день из них больше половины на работу не выйдут. Но хорошо, если выйдут через день. Получается опять простой» (Москва, заместитель генерального директора строительной фирмы); «Люди, которые приезжают без семьи на долгий срок – это проблемные люди. Выпивка, и т.п. Непонятный образ жизни с непредсказуемыми последствиями» (Москва, руководитель строительной фирмы).

С другой стороны, многие признаются, что неместные работники зачастую работают лучше, они больше ориентированы на заработок, охотнее соглашаются на внеурочные работы, и вообще на более интенсивный, производительный труд. «Немосквичи от москвичей очень сильно отличаются. Они (немосквичи) не боятся работы никакой, но у них финансовые требования очень большие. Если москвичи согласны работать за 15 тысяч, то эти за 15 тысяч с кровати не встанут» (Москва, заместитель генерального директора транспортной кампании); «Вот пример: женится парень из Ставрополья, а покидать этот край не хочется. И они с отцом выехали работать вначале в Екатеринбург, потом на север. И за 4 месяца решили свои проблемы полностью все. Они отделочники, заработали за это время около 200 тысяч. Это были лучшие специалисты. Звонит мне работодатель, спрашивает про них, а я ему говорю: «Все, они уже не поедут, они решили свои проблемы» (Екатеринбург, руководитель посреднической фирмы).

Таким образом, использование трудовых мигрантов для работодателей связано с рядом объективных ограничений, и далеко не все из них можно решить упрощением системы регистрации и легитимизации мигрантов. Это не означает, что упрощать процедуры пребывания и трудоустройства не следует, однако нужно понимать, что временный житель и временный работник для работодателя не всегда по ценности может соответствовать более предсказуемому постоянному жителю города.

3.5. Равная оплата за труд

В основном, как следует из бесед с экспертами, трудовые мигранты получают равную с местными работниками оплату за труд. Это касается как официально оформленных работников, так и работающих теневым образом. Бывает, что работники не знают, сколько получают местные, т.к. вся бригада состоит из мигрантов.

«Местные работники, ставропольчане, получат за тот же труд одинаковый со мной заработок. Цены на работы известны, и если погонный метр стяжки стоит 400 руб., то столько и заплатят» (Ставрополь, мигрант-строитель из Дагестана). «Я не интересовался, получают ли местные больше. Меня устраивает так. Разделения труда между приезжими и местными работниками нет. На объекте есть двое местных, они занимаются облицовкой, они профильные специалисты, а я каменщик» (Ставрополь, мигрант-строитель из Дагестана). «Я не знаю, сколько получают другие работники. Мне хватает, если бы не хватало, уволился бы. Переработок не бывает по сравнению с местными работниками» (Екатеринбург, мигрант-строитель из Челябинской области). «Я работаю у своих близких знакомых, таких же мигрантов в прошлом. Причем я получаю зарплату, как говорится, «в конверте». В принципе, мое положение в этом плане не ущемлено, на таких же правах работал бы и москвич» (Москва, мигрант-служащий).

Работодатели в основном относятся ко всем работникам одинаково, вне зависимости от того, местный он или мигрант. «Разделение не будет, русский ты или не русский, или мигрант, ты получаешь зарплату за то, что ты сделал» (Ставрополь, заместитель генерального директора торгово-посреднической фирмы). Многие признают, что мигрант готов больше зарабатывать, чем местный, он больше ориентирован на заработок: «Если у наших рабочий день с 9 до 17, они встали и пошли домой, а эти приехали на месяц или на три недели, он знает, что он заработал и поехал домой. Он может заработать больше, он что выработал, то и получил, он получает большую зарплату за работу 10-12 часов. Местные идут на это неохотно. Их устраивает зарплата 12 тысяч, а эта группа людей, которая приезжает, они мотивированы на заработок» (Екатеринбург, заместитель генерального директора промышленного предприятия). Конечно, цены на труд для мигрантов сбивают мелкие посредники-бригадиры, которые получают от работодателя деньги за определенный объем работ и делят их, не забывая при этом себя. В некоторых фирмах конкуренции между мигрантами и местными работниками нет по причине отсутствия последних. «У меня 83 водителя, из них всего 1 - москвич, и тот сейчас на больничном уже полтора месяца» (Москва, заместитель генерального директора транспортной кампании).

Хотя случаи ущемления мигрантов в вопросах получения заработка есть. «Нет прописки – начинается: «Вот, ты не ставропольский…». Вообще по Ставрополью те, кто не оформлены, действительно получают меньше. Меньше процент. Столяр – оформленный работник по сдельщине получает 25% от стоимости заказа, а неоформленный – 20%. У меня их мало, я за них сама горой стою, а у кого очень много подсобной работы, они как приняли, так и услали. Практикуется такая практика: человеку платят аванс, и… Часто в магазинах, берут учеником, на испытательный срок. И увольняют, причем не платят с них налогов. А что ты скажешь? Он имеет право брать учеников» (Ставрополь, директор промышленного предприятия).

Видимо, ущемление мигрантов по заработной плате случается там, где за рабочее место существует конкуренция, при этом у работодателя отсутствует заинтересованность в конкретном работнике. В основном это возможно в сфере неквалифицированного труда в тех отраслях, где предложение труда превышает спрос.


1 Данные Центра миграционных исследований
2 Проводилось Центром миграционных исследований совместно с Левада-Центром в декабре 2005 года в 10 центрах субъектов РФ: Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани, Краснодаре, Владивостоке, Оренбурге, Белгороде, Смоленске и Нальчике. Общее число респондентов – 3220 человек, опрашивалось все население по репрезентативной для городов выборке

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.